Пластинка или компакт диск?

Заменит ли винил компакт-диски, и смогут ли фанаты CD пользоваться ими в будущем?

Зависит от того, о насколько далеком будущем идет речь.

Интересный факт:

В 2018 году, производитель Disc Makers отчитался
о продаже более 30 миллионов компакт-дисков.

И Disc Makers – лишь один из многих производителей. К тому же, он
занимается только независимыми музыкантами, не подписанными на лейблы. Согласно
некоторым источникам, всего в 2018 году было продано 141 миллион дисков. И это
в одних только США.

Конечно, это ничто по сравнению с показателями даже 2013
года, но если учитывать, что цена одного диска с музыкой в среднем стоит около
8 долларов
(с учетом стоимости производства), то мы говорим о многомиллиардной
прибыли. Чего вполне достаточно, чтобы индустрия держалась на плаву ещё многие
годы.

Скорее всего, смерть CD наступит, когда, во-первых, перестанут
выпускать проигрыватели для них, и, во-вторых, когда закончатся запчасти для их
ремонта.

Собственно, это уже убило кассеты. Азиатские компании перестали выпускать кассетные деки, и со временем ремонт старых моделей стал практически невозможен. Это произошло примерно через 15 лет после появления CD, качество звучания которых значительно превышало кассетное.

Между тем, современные стриминговые сервисы предлагают примерно
то же качество звука, что и CD,
и потому смерть компакт-дисков может растянуться на многие годы.

Все зависит от того, появятся ли новые форматы, настолько
превосходящие стриминговые сервисы, скачивание из интернета или CD, что о них полностью
забудут. Вряд ли такое произойдет в ближайшие годы, но технический прогресс
никогда не устает удивлять.

Так все-же виниловая пластинка или диск?

В современной культуре
музыка по-прежнему занимает важное место. Однако, полностью раствориться в
любимой песне или мысленно перенестись на сцену к понравившемуся исполнителю и
ощутить всю атмосферу его концерта бывает проблематично

Исправить ситуацию
помогут  обычные виниловые пластинки,
которые, несмотря на развитие технологий, по-прежнему пользуются спросом. К
тому же, в связи с возобновлением моды на винтаж, покупку виниловых пластинок
уже нельзя назвать чем-то необычным.

Большая часть
современных виниловых пластинок имеет не аналоговое, а цифровое происхождение,
поэтому по качеству звук мало чем будет отличаться от CD и MP3 носителей. Традиционная виниловая
пластинка позволяет сполна насладиться полнотой звука и в полной мере
прочувствовать музыкальное исполнение. К тому же, для многих любителей
настоящую ценность представляет и сам процесс поиска пластинок, а также
наблюдение за тем, как они крутятся.

Автор видео сравнивает виниловую пластинку и CD на примере альбома ‎”Zoolook” французского композитора и одного из популярнейших исполнителей электронной музыки прошлого века Jean-Michel Jarre.

Почему стоит отдать предпочтение винилу, а не современному диску

  • Качество звучания значительно хуже.
  • Технологии, которые используют при
    записи музыки на диски, причиняют больше вреда здоровью и буквально бьют по
    барабанным перепонкам.

Не менее важно то, что ассортимент виниловых пластинок мало чем уступает современным дискам. С их помощью можно слушать музыку самых разных направлений (фолк, гранж, рок, фанк, соул, диско, хип-хоп и др.)

Ты владеешь своей музыкой

Как я уже написал выше, покупая подписку, ты не покупаешь саму музыку, лишь доступ к ней.

Часто бывает, что владельцы прав на запись или сами музыканты не могут прийти к соглашению, и их музыка удаляется из сервиса. Но ещё чаще бывает, что твоей любимой группы попросту нет в каталоге сервиса. Например, много лет группы Across the border не было вообще в сервисах и цифровых магазинах.

Это подчеркивает одну из проблем с потоковыми сервисами. Если ты используешь Spotify, Apple Music или Яндекс Музыка, твоя музыкальная коллекция тебе не принадлежит. Песни и исполнители, которых ты любишь, могут внезапно стать недоступными, в то время как ты всё равно платишь фиксированную цену в месяц.

Коллекция винилов принадлежит тебе и только тебе. Никакая потоковая служба не может внезапно удалить физическую запись из твоего дома. Винил не подлежит изменению формата или обновлению программного обеспечения.

Отвечаем на вопрос: правда ли виниловые пластинки звучат лучше CD-дисков и цифровых форматов?

Если вы спросите виниловода, почему он любит виниловые пластинки, вы получите сразу несколько ответов. Некоторым людям нравится физический, осязаемый аспект владения их любимыми пластинками на виниле — вместо того чтобы просто слушать треки на стриминге, они могут физически поместить диск на проигрыватель. Для других это вопрос эстетики — им нравится выставлять свои коллекции на стеллажах, полках или на стене с пластинками.

Inst: @troyanyl

Но большинство любителей винила скажут, что это вопрос качества звука. Однако, возникает вопрос: действительно ли винил лучше CD, mp3 и потоковой музыки? Мой короткий ответ — нет. Он просто по-другому звучит, и из-за отличий в звучании многие воспринимают звук с винила как нечто лучшее. В этой статье я попытаюсь простым языком объяснить, в чём выражается эта разница и почему множество ценителей музыки всё же делают выбор в пользу винила.⠀

Как работает винил?

Для начала следует разобраться и понять, как на самом деле работает винил. Я уже писал об этом в ранее в отдельной статье.

Как работает винил? История звука
Вы задумывались, как нечто столь сложное, как музыка, может быть идеальнозаписано на поверхность плоского круглого винилового диска, чтобы мы могливладеть им и слушать, когда захотим? Начнём с основ. История записи и воспроизведения звукаИметь доступ к музыке в любое время в любом месте — то, ч…

Vinyl Must LiveFRMCNTRS

Из этой статьи мы узнали, что винил — аналоговый формат записи. Именно в этом и заключается основное отличие в звучании. «Аналог» и «цифра» — два абсолютно разных подхода к записи звука.Виниловая пластинка — физический носитель, ограниченный своим размером: 7, 10 или 12 дюймов. Информация/звук/музыка «записывается» на пластинку в виде канавок, которые располагаются по всей проигрываемой площади винилового диска, и записать информации больше, чем позволяет эта площадь, просто нельзя. Поэтому, чисто с технической точки зрения, цифровой формат выигрывает у винила, потому что цифра может вместить в себя неограниченный объём информации — в следствие чего она обладает и бОльшим динамическим диапазоном. Правда, нужно помнить и то, что популярные цифровые форматы подвергаются компрессии (сжатию), что в свою очередь ведёт к потере информации и «ухудшению» звучания. Углубляться в тему компрессии и разнообразия цифровых форматов в этой статье мы не будем — это большая и сложная для понимания тема. Давайте лучше вернёмся к вопросу о том, что же такого особенного в звучании виниловых пластинок находят миллионы людей, позволяя им оставаться актуальным форматом и по сей день?

Винил звучит не хуже и не лучше цифры — он звучит по-другому. Причиной этому является особый мастеринг, которую проходит запись перед тем как резец станка нанесёт её в виде канавок на мастер-диск. В связи с физическим ограничением объёма информации, которую можно нанести/записать на пластинку, и спецификой самой записи на винил, мастеринг-инженеры вынуждены идти на ряд компромиссов: срезаются и монофонизируются низкие чистоты, для вокала применяется де-эссинг, смягчающий звуки типа «с», «ц», «з», приглушаются слишком резкие и яркие звуки. Всё это и даёт своего рода уникальное «тёплое» и интересное звучание — то, что многие называют «магией винила».Мастеринг-инженер напрямую влияет на звучание записи издания на виниле. Примером этому может являться то, что разные издания одного и того же альбома могут звучать по-разному, в зависимости от того кто (мастеринг-инженер) и где (производство) осуществлял мастеринг. Подробнее об этом я пишу в статье, посвящённой «первопрессам» и «новоделам».

Но и это ещё не всё, что создает и определяет тот самый звук винила. Аналоговый тракт и элементы его цепи также вносят огромный вклад. Звук с виниловой пластинки снимается иглой звукоснимателя, и то какой звукосниматель используется, какого он типа (ММ или MC), какого типа заточка у иглы — всё это имеет значение и определяет звучание. Далее звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает искаженный при мастеринге звук. Из фонокорректора звук уходит в усилитель, а после на акустику (колонки). Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.⠀

Так что же: винил или цифра?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Звук — дело субъективное. Мне кажется, каждый слышит и воспринимает те или иные звуки по-разному, поэтому ответить на этот вопрос «правильно» сможете только вы сами, после того как услышите и сравните оба формата. Что конкретно для вас будет звучать лучше, объёмнее, музыкальнее и дарить больше впечатлений, то и следует считать «правильным».

Винил или цифра

Поводов для многочисленных споров
было и будет всегда великое множество. Один из них: что лучше – виниловые
аналоги или цифра? Кто-то обвиняет цифру в бездушности, бесконечно восхваляя
бархатистость звучания аналога. Другие же, напротив, уверяют, что все дело в
самовнушении, что объективно цифровая запись по всем пунктам лучше аналога…

Примечательно, что сегодня
выпустить свою пластинку на виниле может практически каждый. Для этого будет
достаточно обратиться в коммерческую записывающую компанию – и оформить
минимальную партию порядка двух десятков штук. Предоставив специалистам
цифровую запись, на выходе можно получить обработанную соответствующим образом
аналоговую.

Чтобы несведущему человеку понять, в чем отличие винилового аналога от цифровой записи, можно представить следующее… Рядом друг с другом стоят две совершенно одинаковые фотокарточки. Однако одна сделана на цифровую камеру, а другая – на пленочную. Почти на подсознательном уровне, глаз будет чувствовать небольшие шумы, цветовые искажения… Причем, далеко не всегда тщательно отретушированная цифра будет смотреться более выигрышно, чем необработанная пленка. Примерно так же обстоят дела и в сравнении винила и цифры.

Согласны ли вы, что цифровой звук лучше аналога?

Настоящие ценители винила вряд ли будут пускаться в бессмысленные споры. Они просто раскроют конверт с любимой пластинкой и погрузятся в наслаждение от прослушивания еще одного музыкального шедевра.

Винил улучшает вкус

Музыка субъективна. Исполнители и песни, которые мне нравятся, могут не понравиться тебе. Например, справа на сайте есть блок с моим плейлистом для прогулок и поездок на работу, сколько песен из него понравится тебе?

Сейчас существую такие плейлисты в огромном количестве, топы, чарты, по жанрам, настроению и другим критериям. Пластинку не изменить, она уже записала и скомпонована.

Порядок дорожек тщательно продуман, чтобы альбом звучал хорошо. Особенно это касается старых пластинок, где единственный способ их прослушивания был в порядке от стороны А к стороне Б. Это как в книге: начинаешь с пролога и далее последовательно по главам до эпилога.

Сейчас многие забыли — что такое слушать альбомами исполнителя, выбирая лишь общепризнанные хиты. Очень много песен и композиций остаются без твоего внимания. А среди них есть такие вещи, которые намного более глубокие и интересные, и могут раскрыться не с первого прослушивания.

Ты можешь перепродать свою коллекцию

Виниловые пластинки, с другой стороны, показали себя как стоящие инвестиции. Технология была доступна в течение многих десятилетий, но ты все равно можешь купить винил, выпущенный в 1940-х или 1950-х годах и послушать его на своем проигрывателе. И если содержать пластинки правильно, то через много лет они не потеряют своё качество и будут звучать отлично.

Другие физические носители, такие как аудио-кассеты или кассеты VHS, со временем разрушаются по мере износа ленты, но это не относится к винилу. Пластинки почти не портятся и с годами могут расти в цене. Есть много коллекционеров, порталов в интернете и просто любителей, которые готовы приобрести у тебя пластинку, если она тебе не нужна. Иногда можно даже заработать на перепродаже.

За пределами звука

Суть в том, что цифровой формат определенно является более точной копией оригинального звука. Однако это не значит, что вам понравится этот звук больше. Аудиофилы часто говорят, что у винила более “теплый” звук.

Это субъективное мнение, мы не можем измерить ничего лучше, чем частотная характеристика или динамический диапазон. Но очевидно, что многие люди замечают это, а некоторые предпочитают. Небольшое искажение, игла, царапающая винил, может быть просто тем, что людям нравится.

Для слушателей постарше ностальгия тоже может сыграть свою роль. Шорох, треск и шипение – вот как звучат Rolling Stones, верно?

Но это может быть больше, чем просто звук. Многие любители вина отвергают винтовые крышки. Даже если говорят, что они лучше сохраняют вино. И дело не всегда в снобизме. Для многих это ритуал откупоривания бутылки.

Нечто подобное может происходить с аудиофилами, преданными винилу. Выбор пластинки и вытаскивание ее из обложки, смахивание пыли, установка винилового диска на проигрыватель, аккуратное позиционирование тонарма. Весь ритуал может добавить что-то невыразимое к впечатлениям от прослушивания.

Огромное количество цифровых записей и простота доступа к ним превратили музыку в “дешевый товар”. Опыт открытия, приобретения и прослушивания вашей музыки теперь настолько прост и банален, что его ценность уменьшилась.

Есть факторы, которые могут повлиять на наше восприятие качества звука, но не имеют ничего общего с самим звуком. И эти факторы могут просто улучшить звучание винила, по крайней мере, для некоторых слушателей.

Обзор винилового проигрывателя Lenco LS-40

Проигрыватель, с которым я столкнулся на этот раз, называется Lenco LS-40 и стоит 9 990 рублей. Он выпускается в двух цветах — черном и ”под дерево”. В качестве материала выбрали МДФ. Так можно сделать качественный, но не очень дорогой корпус. Забегая вперед, скажу, что проигрыватель весь сделан по этому принципу. Он хороший ровно настолько, насколько нужно, без попыток предложить что-то сверх своих сил.

Как работает проигрыватель

Начнем по порядку. Сначала надо положить пластинку на ”тарелку”. На мягкой подложке крупными буквами написано наименование бренда, что смотрится довольно стильно. Чтобы она и весь остальной механизм не пылились, предусмотрена прозрачная крышка, которую можно снять, если она вам не нужна.

Крышка устанавливается на эти петли. С ними ее и можно вытащить.

Проигрыватель с функцией «автостоп»

Тонарм (штанга с иглой) имеет изогнутую форму, а для позиционирования на пластинке у него, как и положено, есть подъемный механизм. Он плавно опустит на поверхность пластинки керамический картридж с иглой (наконечник 0,7 мм). После этого останется только запустить воспроизведение. Для этого надо повернуть ручку под тем местом, где в базовом положении находится тонарм. Щелчок будет означать включение воспроизведения и привода пластинки, а дальше будет регулироваться громкость.

Когда игла дойдет до конца пластинки, полуавтоматический механизм остановит воспроизведение. Тонарм не поднимется сам, но пластинка вращаться на будет. Это сделано для защиты иглы и самой пластинки.

Механизм сам не поднимается, когда пластинка «доходит до конца», но вращение останавливается.

Какие пластинки поддерживает проигрыватель

Lenco LS-40 поддерживает 7, 10 и 12-дюймовые пластинки, а скорость вращения можно выбрать между 33 и 45 оборотами в минуту. То есть проблемы совместимости форматов быть не должно.

В зависимости от модели и производителя, пластинка может приводиться в движения разными способами. Например, непосредственно от мотора, который установлен под диском, и его ось точно совпадает с осью вращения механизма. Есть также передача вращения за счет червячного или роликового механизма. В случае с Lenco LS-40 производитель выбрал ременной привод. Еще его называют пасиковым или ”Belt Drive”. Выбранный способ относительно недорогой, но при этом надежный. То есть он позволяет сделать устройство дешевле, не ставя под удар его основные характеристики.

На задней стенке не только разъемы, но и переключатель скорости вращения.

Виниловый проигрыватель со встроенными динамиками

Чтобы устройство было самодостаточным, в его корпус встроены два небольших динамика. Они не очень мощные и сумасшедшего качества ждать от них не стоит. Тем не менее в некоторых ситуациях их бывает достаточно. Например, когда надо включить негромкую фоновую музыку во время общения с кем-то.

Если хотите чего-то большего, на обратной стороне есть RCA выход для подключения внешних динамиков или наушников. Есть даже аудиовход на базе minijack 3,5 мм, чтобы воспроизводить на колонках проигрывателя музыку с внешних источников. Все разъемы находятся на задней стенке. Там же расположились переключатели автостопа и скорости вращения. Для питания используется DC-кабель, который идет в комплекте. В моем случае он имел сменную британскую вилку.

Всерьез рассчитывать на эти динамики я бы не стал, но они есть.

Как звучит Lenco LS-40

Самое интересное — звук. Сами понимаете, что сказать тут особо нечего. Это классический звук винилового проигрывателя с его мягкими переходами, особым тембром и самобытной теплотой. Это не аудиофильские наушники, в которых надо анализировать АЧХ и искать, как частоты залезают друг на друга. Виниловые проигрыватели позволяют получить удовольствие несмотря на то, что иногда они дают чуть больше или чуть меньше искажений. Все равно это другой мир, в который хочется окунуться.

После того, как ты включишь музыку на виниловом проигрывателе, уже сложно будет ее просто выключить. Затягивает!

Кому нужен виниловый проигрыватель

Уверен, что виниловый проигрыватель будет интересен не только тем, в чьей молодости не было другого источника музыки, но и более молодым пользователям. Я лично знаю школьников, которые очень любят музыку с пластинок, и когда есть возможность, пользуются ей.

Сейчас вообще есть мода на старые вещи, но лично для меня виниловый проигрыватель это предмет из шутки ”что-то модно сейчас, что-то вышло из моды, а что-то вечно”. Естественно, он относится к последней категории. Просто не надо противопоставлять его цифровой музыке. Это устройство из другой культуры. А вы что думаете по этому поводу?

Hi-Fidelity

Почти по всем объективным критериям, учитывая приемлемый битрейт (количество данных в секунду, содержащихся в аудиофайле), цифровой формат превосходит винил. Что это за объективные факторы? Вот четыре основные:

Искажение: мера того, насколько хорошо запись представляет исходный источник.

Шум: любой звук, который вы не хотите слышать в записи, например, вызванный пылью на альбоме или небольшими царапинами на виниле.

Частотная характеристика: насколько хорошо и равномерно запись воспроизводит самые низкие и самые высокие частоты исходного источника.

Динамический диапазон: разница между громкими и тихими звуками. Цифровой обеспечивает гораздо более широкий динамический диапазон, чем винил.

Поскольку аналоговая запись вырезает непрерывную форму волны на виниле, в то время как цифровая – просто сэмплирует форму волны. Любители винила аудиофилы иногда утверждают, что цифровая запись, не дает полного звука.

Однако проблема не в этом. Несмотря на то, что цифровые записи требуют, чтобы данные звука делались с заданными интервалами. До тех пор, пока не сделано достаточно снимков, мы все равно получаем истинное представление об исходном звуке.

Например, если цифровая запись содержит не менее 40 000 единиц или снимков в секунду, а компакт-диски используют 44 100 едениц в секунду, мы можем точно восстановить исходную непрерывную аналоговую форму волны с точностью до пределов человеческого слуха (частоты до 20 000 Гц).

Покупка пластинки — крутой экспириенс

Не стану отрицать, что нет никаких преимуществ у покупки музыки в Интернете. Цифровая розничная торговля сделала более широкий ассортимент товаров доступным для нас по более низким ценам, и не нужно выходить из дома. Но поход в магазин за винилом — совсем другое дело.

Такие службы, как Spotify, YouTube Music и Apple Music, используют алгоритмы, чтобы рекомендовать тебе новых исполнителей и треки. Они основываются на том, что ты чаще слушаешь и предлагают похожих исполнителей, руководствуясь алгоритмом. Если ты покупаешь музыку в магазине звукозаписей, им руководит опытный персонал, который может порекомендовать альбомы более естественно и разнообразно.

В некотором смысле покупка записи — это азартная игра. Когда ты отдаёшь свои деньги, ты не знаешь, понравится тебе альбом или нет

От чего появляется предвкушение процесса прослушивания, внимание к звучанию и содержанию увеличивается

Винил или цифра — что выбрать для прослушивания

Прошедший 2014 год стал удивительным для XXI века: виниловые пластинки поставили рекорд продаж. По всему миру было продано 8 миллионов ретроносителей. Пластинка Джека Уайта разошлась тиражом в 75 тысяч экземпляров. Более того, на фоне сокращающихся продаж физических носителей и увеличивающейся доли потоковых сервисов на музыкальном рынке доля винила не изменилась и составила 2% от общего дохода индустрии. В чём секрет?

Можно было бы связать это с гонкой за качеством звука: на фоне популярности lossless-форматов аудио кто-то сказал, что виниловые пластинки обладают ещё более качественным звуком, и все бросились их покупать. Так ли это? Вряд ли.

Можно ли назвать распространение винила очередной модной тенденцией нового поколения? Возможно, поскольку в числе наиболее популярных пластинок преобладают свежие релизы современных инди-исполнителей.

Почему так происходит? Пластинки громоздки, неудобны и дороги в сравнении с любыми аналоговыми носителями. Средняя стоимость пластинки в России составляет от 600 до 2 500 деревянных. Однако и это не мешает расходиться не только виниловым изданиям зарубежных исполнителей, но и переизданиям российских команд. Виниловую коллекцию записей Курёхина и «Популярной механики» фанаты смели за считанные дни. Активно переиздаются почти все достаточно крупные исполнители, включая «Гражданскую оборону», а уж от этих ремастированных записей середины восьмидесятых явно не стоит ждать повышения качества при переносе на винил.

Самой вероятной многим видится куда более оригинальная причина.

Несмотря на то, что цифровой век дал доступ множеству людей именно к той музыке, которая им нравится, всё не так однозначно. Отрицательный эффект широкого распространения оцифрованной музыки не может скрасить даже возможность простой и эффективной самостоятельной раскрутки молодых коллективов. Случилось то, что музыка резко обесценилась. Сегодня большая часть альбомов слушается потреково, отдельными кусками. Для множества исполнителей такой подход адекватен. Но не стоит забывать и про цельные музыкальные произведения, выпускаемые под единой обложкой и объединённые общей концепцией.

Здесь и проявляет свою магию винил. Это не только идеальный способ коллекционировать музыку, подобный букинистике. Прослушивание пластинок — это совершенно иной способ, который создаёт иной эффект погружения, отличный от простого прослушивания высококачественных типов на высококачественной аппаратуре.

Hi-res-аудио не обязательно даст отличный от обычного звука эффект. Пластинка же сразу заставляет отвлечься от всего прочего, сконцентрироваться на себе, пусть и немного. Чтобы воспроизвести пластинку, нужно проделать несколько физических манипуляций: встать, достать с полки конверт, достать пластинку, поставить её, включить аудиосистему. Для воспроизведения нужно затратить какие-никакие силы. А ещё у пластинки нельзя сменить трек. По крайней мере, при первом прослушивании. Приходится слушать целиком. Очень многие альбомы только выигрывают от этого. Человек постепенно привыкает к незнакомым звукам, и, если они не вызывают у него отторжения, музыка становится ближе, оказывает большее воздействие.

А есть ли место винилу в вашей музыкальной коллекции?

Почему популярны виниловые проигрыватели

К нам в студию уже не раз попадали проигрыватели, которыми мы с удовольствием пользовались, а потом кто-то забирал их к себе домой. Самое приятное в таком способе прослушивания музыки то, что его действительно не встретишь в остальных продуктах. Я не буду говорить, что ”цифра” убила музыку. Это не так, и мы все это прекрасно знаем. Цифровые носители тоже зачастую предлагают отличное качество звука, удобство использования и простоту доступа к новинкам. Вот только нет в них той аналоговой теплоты, что может предложить даже самый недорогой виниловый проигрыватель.

Особенно, если перед прослушиванием музыки надо перебрать несколько десятков пластинок в коллекции, достать ее из конверта и бережно установить, аккуратно поставив на ее иглу. Кстати, именно это и есть настоящее понятие коллекции. Остальное в лучшем случае медиатека, а пластинки — коллекция.

Об этом проигрывателе мы поговорим в данном обзоре.

Почему некоторые говорят, что у винила более теплый звук по сравнению с CD?

Если винил содержит чистый аналоговый сигнал, записанный с аналоговой магнитной мастер-ленты, то низкие частоты (придающие звуку мягкость и тепло) в нем чистые. Цифровая обработка сигнала добавляет артефакты, характерные только для высоких частот (делающие звук металлическим и холодным), во все частоты – в том числе и в теплые. Сегодня звукозапись часто происходит исключительно цифровым методом, без использования аналоговой пленки. И в таком случае, если винил и CD записать на основе цифрового сигнала, то оригинальная аналоговая теплота звука будет утеряна на обоих носителях.

Вопрос составлен таким образом, что неизбежно вызовет дебаты между фанатами винила и CD, которые не утихают уже лет тридцать. И, наверное, будут продолжаться, пока не исчезнет последний человек, слышавший как звучит аналоговая запись.

Хорошо известно, что аналоговый сигнал имеет более насыщенные низкие частоты. И он всегда сопровождается повышенным уровнем шума. Потому напоминающую винил «теплоту» можно услышать и на других аналоговых носителях (кассетах, катушках для бобинных магнитофонов). Все потому что они воспроизводят аналоговый звук, который не является прерогативой одного лишь винила.

При этом многие люди не понимают, что именно имеется в виду под словом «теплый», когда оно применяется по отношению к звуку. Тепло ощущаешь всем телом, погружаешься в него. Ощущение тепла возникает не только когда кто-то набрасывает тебе на плечи реальный плед, но также и когда ты просто вспоминаешь, каково это – завернуться в одеяло. В этом плане наше сознание играет большую роль в том, как мы воспринимаем вещи.

И помочь мозгу настроиться на предвкушение тепла могут помочь ассоциирующиеся с ним действия.

Когда вставляешь в проигрыватель блестящий компакт-диск, и на светодиодном экране высвечивается информация о нем, это воспринимается как нечто далекое и отстраненное. То есть, холодное.

Между тем, прослушивание пластинки – очень тактильный и деликатный опыт. Также, помимо слуха, активно задействуется зрение и даже нюх (многие говорят, что у винила есть свой запах). Вся эта входящая сенсорная информация будоражит чувства, и это теплое ощущение.

Затем в игру вступает само оборудование. Само вращение пластинки производит глухой едва уловимый гул. Игла, отклоняясь влево и вправо во время прохождения вдоль звуковой канавки, тоже издает собственные вибрации. Все внутри проигрывателя и акустической системы едва слышно вибрирует, пульсирует и бьется на фоне музыки.

Все эти моменты комбинируются воедино, и, как результат, уже до начала первой песни можно почувствовать на себе тот самый уютный плед. А первые щелчки и шумы пластинки создают теплое ощущение, будто к тебе в гости зашел старый друг. Сама комната гудит и вибрирует от аналогового звука.

Так что, возможно, с чисто технической стороны цифровые форматы могут иметь преимущество над винилом. Однако винил затрагивает эмоции и ощущения, на которые не может повлиять стерильный цифровой звук. Потому люди и говорят, что винил звучит теплее.

Винил звучит лучше

Оригинальные записи или мастера альбома очень высокого качества. Это сравнимо с фотографией, где лучше снимать в более высоком разрешении, чем действительно нужно, что бы при редактировании можно было вытянуть больше деталей.

Сгенерированные конечные файлы гораздо больше, чем мы могли бы хранить на компьютере, телефоне или портативном музыкальном проигрывателе. Поэтому звук должен быть сжат. Во время этого процесса некоторые детали теряются. Однако это рассматривается как разумный компромисс между качеством и практичностью.

Винил — это формат без потерь. Канавки сделаны с мастер-записи и содержат все детали, задуманные автором. По этой причине винил звучит лучше, чем оцифрованная музыка. Для сравнения, слушать винил в отличие от цифры — это все равно что смотреть на Мона Лизу своими глазами, а не смотреть на неё на смартфоне.

Когда CD впервые вышли, превосходили ли они винил по качеству?

CD не звучали лучше винила в переходный период между этими двумя форматами. Но не по тем причинам, которые себе обычно представляют люди.

В начале 80-ых (когда CD впервые появились на рынке), винил уже был довольно старой технологией, которая полировалась и совершенствовались в течение последних 50 лет. И несмотря на все сложности и проблемы, люди, работающие в индустрии винила, сумели довести формат до ума.

В студийных условиях, переход от аналога к цифре прошел «не совсем» гладко. Производители предоставляли нам странное, нестабильное оборудование, которое мы просто не могли заставить нормально работать. Это постоянно отвлекало нас от, собственно, музыки, рабочего процесса и звука. Иногда мы считали удачей, если нам удавалось слепить DAT-мастер, который вообще проигрывался.

Кроме того, натренированный на виниле слух не вполне подходил для работы с CD, и потому тут тоже приходилось подстраиваться.

В качестве примера одной из многих технических проблем, связанных с CD, можно привести цитату моего коллеги, инженера записи Роджера Николса – лидера, который провел нас через этот хаос:

«Процесс семплинга полностью поменялся, и аналого-цифровые преобразователи добавляли в сигнал шум из-за высокой нелинейности процесса преобразования. Этот процесс добавлял высокочастотный шум широкого диапазона в цифровой сигнал. Производителям техники удалось преодолеть этот побочный эффект путем усиления (т. н. предыскажения) высоких частот во время перевода сигнала из аналогового в цифровой, а потом его частотной коррекции до изначального уровня после перевода сигнала из цифрового обратно в аналоговый. Этот процесс был выборочным, и был специальный переключатель, которой позволял усиливать частоты на каждой отдельной звуковой дорожке во время записи. Искаженный цифровой поток помечался, и эта пометка автоматически активировала частотную коррекцию при проигрывании на плеере. Все CD, DVD и DAT-пллеры умели считывать эту пометку и корректировать высокие частоты сигнала в аналоговой форме во время проигрывания. Если же сигнал предыскажен, но метка отсутствует или отключена, тогда коррекция сигнала не происходит, и звук будет более ясным и четким, чем нужно.

Эта функция – основная причина, по которой разные CD и DAT-плееры могли выдавать разный звук при проигрывании одного и того же диска или кассеты. Во всех устройствах стояли примерно одинаковые схемы, отвечавшие за цифровой сигнал и его перевод в аналоговый. При этом коррекция осуществлялась на этапе аналогового сигнала с помощью самых дешевых схем, которые вообще могли её провести. Кроме того, каждый цифровой проигрыватель имел встроенный эквалайзер, но при этом пока ещё не было одинаковых стандартов его настройки. В итоге, если вы проигрывали CD без предыскажения, то все плееры звучали примерно одинаково. Но в случае диска с предыскажением сигнала, каждый проигрыватель звучал по-своему.

Потому продюсеры и звуковые инженеры постепенно начали отказываться от предыскажения. К тому времени преобразователи стали лучше и избавились от лишнего шума, и потому частотная коррекция канула в лету».

Технические проблемы наподобие этой приводили к неразберихе при записи и производстве дисков, что породило среди слушателей немало устойчивых и противоречащих друг другу мнений о CD. Вот только многие не учитывают, что большинство этих проблем было исправлено по мере развития технологии.

Но, как часто бывает в условиях стремительно развивающихся технологий, CD начали постепенно устаревать с распространением интернета и появлением возможности слушать музыку онлайн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: