Рейтинг лучших советских колонок: отзывы, какие лучше выбрать

Советские акустические системы: как развивалось производство акустики

Предпосылки для создания и развития советской акустики были еще в довоенное время, но тогда более или менее качественной аппаратуры в стране не было. Сказывался недостаток специалистов, путаница в государственных стандартах и упор на развитие других областей в промышленности. В военное время начались некоторые поползновения в сторону развития радиотехники, и в частности — звуковых систем. Резкий интерес к этому возник из-за новых потребностей — инженеры пытались улучшить системы радиовещания и методы связи в военном деле. Но на рядовых граждан это никак не повлияло.

В 1951 году были приняты новые общегосударственные стандарты в области радиовещания. С этого момента в Советском Союзе плотно занялись разработкой звуковых систем, в том числе для гражданского населения. В качестве идей для новых проектов использовались наработки, созданные во время Великой Отечественной войны. В том числе речь идет о влиянии немецкой промышленности и документации, к которой страна получила доступ в результате победы. Еще большее влияние оказал опыт функционирования существовавшего в Латвии (в свое время входил в немецкий концерн «Telefunken»). На тот момент он был пионером в области аудио- и радиотехники и функционировал за счёт военных заказов.


Лучший завод по производству аудио- и радио-техники в Латвии

В 1965 году выпустили радиолу «Симфония» — первую сконструированную ламповым методом. Ламповая акустика была дорогой и недоступной для широких слоев населения. Ламповая звуковая техника того времени не выделялась и сейчас ею особо не удивишь. Транзисторные магнитофоны — это следующий этап развития аудиотехники в СССР. Такие устройства были во многих домах несмотря на то, что стоили они дорого — полугодовую зарплату рядового рабочего.

В 1970-х годах случился прорыв. Специалисты из прибалтийских республик СССР изучали зарубежные акустические системы и дорабатывали их. После этого начали налаживать массовый выпуск колонок. Если посмотреть модельный ряд того времени, то может показаться, что инженеры просто скопировали западные технологии, но на самом деле это не так, и в колонках советского производства было немало доработок. Те, кто имел возможность сравнить похожие модели из СССР и стран Запада утверждали, что колонки советского производства были выполнены более качественно и имели лучшее звучание. Этот период ознаменовался выходом таких систем как S-90, АС 10МАС-1М, и другими.

Стоит отметить, что колонки 35-AC1 (S-90) стали первой акустической системой в СССР, которые соответствовали качеству Hi-Fi. Иными словами, они были на достаточно хорошем уровне для своего времени и соответствовали международным стандартам. Более того, у советской акустики (не всей, но у большинства) было замечательное качество исполнения — корпус делали из настоящей авиационной фанеры, на материалах не экономили. В поздние годы СССР в акустику даже начали интегрировать платы от ЭВМ, которые выполняли функцию проработки звука и его регулирования.


Колонки 35-AC1 (S-90) — первые акустические системы в СССР соответствующие качеству Hi-Fi

ТОП-10 лучших советских колонок

Фото Название Рейтинг Цена
#1 Электроника 150АС-001 100 / 100

17 — голосов

Узнать цену
#2 S90 (35AC) 99 / 100

29 — голосов

Узнать цену
#3 25АС-109 (25АС-309) 98 / 100

8 — голосов

Узнать цену
#4 50АС-106 «Вега» 97 / 100

14 — голосов

Узнать цену
#5 50АС-012 «Союз» 96 / 100

3 — голоса

Узнать цену
#6 50АС-022 «Амфитон» (100АС-022) 95 / 100

18 — голосов

Узнать цену
#7 35АС-028-1 «Кливер» 94 / 100

10 — голосов

Узнать цену
#8 10МАС-1 93 / 100

7 — голосов

Узнать цену
#9 25АС-225 «Комета» (15АС-225) 92 / 100

2 — голоса

Узнать цену
#10 «Родина» АМ0302 91 / 100

9 — голосов

Узнать цену

Какие бы вы выбрали советские колонки или посоветовали?

Принять участие в опросе

Сравнение советских и современных акустических систем

В СССР разработкой и изготовлением бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) занимались многие предприятия военно-промышленного комплекса, среди которых Рижское ПО «Радиотехника», Ленинградское ВНИИРПА им. А.С.Попова, Львовское НИИБРЭА и другие. Широкому распространению АС предшествовало появление на отечественном рынке прообраза современных музыкальных центров — ламповых стереофонических радиол «Симфония» (1964), изначально комплектовавшихся отдельностоящими звуковыми колонками. Их звучание разительно отличалось от того, что привыкли слышать неизбалованные хорошим звуком граждане Союза. Долгое время эти трехполосные акустические системы закрытого типа были эталоном качественного звучания, да и сейчас они, несмотря на безнадежно устаревшие технические параметры (частотный диапазон – 50-18000 Гц, чувствительность — 92 дБ, мощность — 2х6 Вт), пользуются определенным спросом.

В последние годы существования СССР при проектировании акустических систем начали применять математическое моделирование и ЭВМ. Наряду с возможностью выбора высокоэффективных громкоговорителей нового поколения, это позволило создать АС, обеспечивающую высокую верность воспроизведения. Самыми лучшими из них до сих пор считаются разработки:

  • ВНИИРПА — 75АС-001 (150АС-001);
  • НИИБРЭА — 35АС ДС-017 «Амфитон».

В 90-х годах ХХ столетия советский High-End (как теперь говорят) одновременно со всей страной прекратил свое существование. С тех пор в мире появились новые модификации динамиков, в которых используется инновационная схемотехника, а также более современные технологии и материалы. Все это делает бессмысленным сравнение сохранившихся АС советского периода с современными зарубежными моделями.

Важно! Советские АС высокой верности воспроизведения звука были многополосными, то есть — выводили высокие, средние и низкие частоты через отдельные динамики. Поэтому качество их звучания часто превосходит уровень дешевой акустики китайского производства

Основные технические характеристики усилителя Амфитон 50У-202С:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-25000 Гц относительно 1 кГц: ±0,7 дБ Сопротивление подключаемых АС: 4 Ом Выходная мощность на канал: номинальная: 25 Вт долговременная: 75 Вт кратковременная: 100 Вт Коэффициент общих гармонических искажений: 0,07% Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях на входах: линейных МФ и ТЮНЕР: 83 дБ корректирующего ЗС: 72 дБ Различие каналов по усилению: 1,5 дБ Пределы регулировки: тембр НЧ: ±11 дБ тембр ВЧ: ±11 дБ Действие тонкомпенсации при уровне -40 дБ на частоте 1000 Гц: +10 дБ Потребляемая мощность от сети: 190 Вт Размер усилителя (ШхВхГ): 387х88х390 мм Вес усилителя: 8,5 кг Содержание драгметалов: золото: 0,12 г серебро: 0,3 г

Схема усилителя Амфитон 50У-202С. Принципиальная электрическая схема усилителя Амфитон 50У-202С и его блоков, фото и внешний вид устройства + вид внутри на компоненты усилителя. Принципиальная схема усилителя Амфитон 50У-202С представлена несколькими рисунками. Чтобы скачать схему или ее часть нажмите на рисунке правой клавишей миши , а потом пункт – Сохранить изображение.

Технические характеристики усилителя Амфитон 50У-202С:

  • Номинальная выходная мощность при Rн=4Ом – 2х25Вт;
  • Максимальная выходная мощность при Rн=4Ом – 2х50Вт;
  • Кратковременная(пиковая) выходная мощность при Rн=4Ом – 2х100Вт;
  • Диапазон воспроизводимых частот – 20-25000 Гц;
  • THD, % – 0.07.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства (часть 1).

Рис. 2. Принципиальная схема УНЧ Амфитон 50У-202С (часть 2).

  • PCBWay – всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН
  • Сборка печатных плат от $88 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет
  • Онлайн просмотрщик Gerber-файлов от PCBWay!

Подскажите как можно переделать этот усилитель чтобы мощность была больше и что для этого нужно. спасибо.

Для увеличения мощности нужно заменить блоки УМЗЧ А3, А4 (схема 1) на более мощные. Это могут быть схемы УНЧ на транзисторах или микросхемах. В этом случае нужно также заменить:

  • конденсаторы по питанию, поставить по 10000-20000 мкФ на каждый полярный канал выпрямителя.
  • поставить более мощный диодный мост или собрать его из мощных диодов.
  • также, возможно, замены потребует и трансформатор на более мощный, это зависит от того на какую мощность вы будете делать выходные блоки УНЧ.

После увеличения мощности УНЧ также потребуется небольшая настройка схемы защиты – блок А6. Нужно будет подобрать резисторы R1, R2, R4, R5 чтобы защита срабатывала при превышении некой допустимой максимальной мощности.

Схема усилителя Амфитон 50У-202С. Принципиальная электрическая схема усилителя Амфитон 50У-202С и его блоков, фото и внешний вид устройства + вид внутри на компоненты усилителя. Принципиальная схема усилителя Амфитон 50У-202С представлена несколькими рисунками. Чтобы скачать схему или ее часть нажмите на рисунке правой клавишей миши , а потом пункт – Сохранить изображение.

Технические характеристики усилителя Амфитон 50У-202С:

  • Номинальная выходная мощность при Rн=4Ом – 2х25Вт;
  • Максимальная выходная мощность при Rн=4Ом – 2х50Вт;
  • Кратковременная(пиковая) выходная мощность при Rн=4Ом – 2х100Вт;
  • Диапазон воспроизводимых частот – 20-25000 Гц;
  • THD, % – 0.07.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства (часть 1).

Рис. 2. Принципиальная схема УНЧ Амфитон 50У-202С (часть 2).

↑ Ну и вот, проект лицом

Результатом доволен (даже очень, только фотоаппарат бы получше да опыта в фотографировании побольше). Играют действительно неплохо. Получили хорошую экспертную оценку (слушал их дирижёр, музыкальный мастер). Конечно я слушал колонки и получше звуком и даже намного получше, но дело не в этом — учитывая затраченные средства и цены, по которым в салонах звука предлагают сопоставимые по качеству колонки, вариант более чем выигрышный

Особо хочу отметить, что даёт тяжёлый и жёсткий корпус для НЧ: ко мне приходили гости (просто в гости, не колонки послушать), а я включал музыку и почти каждый обращал внимание на то, какой мягкий и естественный бас у колонок (бас действительно естественный быстрый, не затянутый), хотя я не просил высказывать мнение и не задавал наводящих вопросов, что по моему мнению говорит об устойчивой тенденции оценок и уверенном выигрыше такого построения корпусов. Гости заявляли, что теперь поняли какой жёсткий и утомляющий бас (даже неприятный) дают их сабвуферы

Доработка фильтра 50 АС-022 “Амфитон” от А.Б.

В акустической системе 50 АС-022 “Амфитон” родной ВЧ заменяется на Visaton SC 10 N и немного изменяется электрическая схема фильтров. С динамиком SC 10 N я знаком с 2000 года, это скромная и недорогая модель не стала хуже, повторяемость её отменная, звук чистый и ясный, АЧХ ровная и красивая. Очень советую этот динамик на все случаи жизни.

АЧХ с родными фильтрами 50 АС-022

НЧ динамик 50 АС-022 в ближнем поле с фильтром.

СЧ динамик 50 АС-022 с оригинальной схемой.

Мой вариант электрических фильтров с новым ВЧ динамиком:

Порт излишней площади и чрезмерной длины, настройка ФИ на 30 Гц, Fc – 45 Гц, на 60 Гц – выброс. Спокойно заглушив порт, можно получить закрытый ящик с частотой среза 40 Гц, но каких 40 Гц – закрытоящичных, настоящих!

Какие советские колонки лучшие

Ответить на этот вопрос не так просто, ведь моделей советских акустических систем было много, и они отличались своим предназначением.

Для домашнего использования лучше всего подходят колонки S-90. Их легко можно купить на вторичном рынке за небольшие деньги, при этом они обладают Hi-Fi-качеством и отлично работают в паре с бюджетным современным усилителем.

Для ценителей советской техники и аудиофилов лучше всего подойдут колонки «Электроника 150АС-001». Эта АС — пик развития советской аудиотехники. Она особенно понравится тем, кто хочет прикоснуться к легендарной модели звуковой техники.

Если возможности приобрести S-90 или «Электронику» нет, то можно пользоваться любыми колонками из рейтинга. В чем-то некоторые из акустических систем устарели, но для бытового использования они подходят. Тем более, многие из перечисленных моделей акустических систем стоят дешево и при везении их можно купить за бесценок.

Для домашнего использования лучше всего подходят колонки S-90

Ремонт Амфитон 50АС-022.

Попался мне еще один вариант реинкарнации славноизвестного набора динамиков под названием Амфитон 50АС-022. Ситуация стандартная, рассыпающиеся поролоновые подвесы на НЧ и СЧ. НЧ восстанавливаем, СЧ меняем на 30ГДС, естественно с пересчетом фильтра. Общее фото на память.

Фото среднечастотника поближе, на НЧ трещины изначально слабо были проявлены, но провисание подвесов было критичным (затирала катушка).

В процессе разборки выявилась одна неприятность. Среднечастотная головка выглядит таким образом.

Я, признаться, думал, что сверху на стандартных головках были прикручены накладки декоративные. Ну не силен я в имперской технике. Трудности только подстегивают воображение. Тяжелый инструмент в руки и имеем вместо одного динамика две половинки. Первая.

Вторая. Следует отметить, что цель не восстановление аутентичной акустики, а получение продукта с пристойными параметрами. Потому килогерцовую кричалку под нож без жалости.

Третий шаг это фрезерование передней панели под новый динамик и сохранение вида акустики максимально близкое к оригинальному.

При снятии басовиков было обнаружено такое уплотнительное кольцо. Следует отметить, что в среде разработчиков мнения делятся на два. Одно мнение это хорошее резиновое кольцо под динамик, и другое, это максимальный прижим динамика к передней панели безо всяких уплотнителей. На лицо второй вариант крепления с поправкой на чистоту обработки корзины НЧ динамика.

Дальше потрогали 75ГДН-3 и получили.

Новые подвесы на месте.

Фото старого фильтра.

Собрали акустику, померяли динамики, просимулировали фильтр, построили и опробовали новый. Фото на память.

Схемы фильтра в свободном доступе не будет. Финальная фотография.

Подробнее о причинах замены 20ГДС-3 на 30ГДС описаны здесь. Они сходны во многом для всей линейки акустики с подобным набором динамиков. Для того что бы найти достойную замену получившейся акустике надо будет скопить довольно ощутимую сумму. В разумных пределах естественно.

Источник

20АС, 25АС

20АС-1 20АС-2(20МАС-1, 25АС-421, Электроника Б1-01) 20АС-3 20АСР-1
25АС-027(227) Электроника, 25АС-027 Афитон (150АС-007 Амфитон, Лорта) 25АС-033 Электроника 25АСА-II 25АСЭ-101 Статик
25АС-101 (102), 15АС-109(110) Вега 25АС-109 (309, 9) Вега 25АС-109-1 (2), 50АС-103(104) Вега 25АС-111 (311) Эстония
25АС-121 Романтика 25АС-126 (326), Д1-012 Электроника 25АС-128 Электроника 25АС-131 Амфитон
25АС-132 Электроника 25АС-134 Романтика 25АС-16 мини (25АС-216, 25АС-416) 25АС-2 (25АС-302)
25АС-202 (10АС-231) Сонет (15АС-213 Ода) 25АС-208 Романтика 25АС-216 (25АС-416, 25АС-16) 25АС-225 (15АС-225) Комета
25АС-227(027) Электроника, 25АС-027 Афитон (150АС-007 Амфитон, Лорта) 25АС-302 (25АС-2) 25АС-307 Мини (15АС-506, 15АС-306, 15АС-6 Мини) 25АС-309 (109, 9) Вега
25АС-311 (111) Эстония 25АС-326 (126), Д1-012 Электроника 25АС-328 Электроника 25АС-416 (25АС-216, 25АС-16)
25АС-421 (20МАС-1, 20АС-2, Электроника Б1-01) 25АС-9 (109, 309) Вега

Особенности акустических систем советского периода

Технические параметры советских Hi-Fi АС (в отличие от широкополосных громкоговорителей мощностью порядка 5 Вт, которые в то время повсеместно встраивались в корпуса радиоприемников, радиол, магнитофонов и пр.) позволяли воспроизводить практически весь спектр слышимых звуковых частот и развивали значительно большую мощность.

Несмотря на достаточно приличное даже для сегодняшнего времени качество звучания, советские акустические системы устарели. Их даже подключить к сегодняшним источникам звука далеко не так просто, как кажется. Так, стандартная звуковая карта, встроенная в современные звуковоспроизводящие устройства, не позволит вывести звук на старые советские АС. Пользователю придется купить достаточно мощную и качественную дискретную микросхему или воспользоваться такими советскими УНЧ, как «Бриг», «Амфитон» и пр.

Кроме того, чтобы в полной мере насладиться качественным звуком, старые советские колонки нужно реставрировать — ведь за прошедшие годы они порядком износились. Как правило, потенциальному пользователю придется заменить:

  • старые провода на специальные акустические кабели;
  • истлевшие звукопоглощающие материалы (вата, поролон) на более современные, например, синтепон или стекловолокно;
  • устаревшие или пришедшие в негодность комплектующие на новые и т. д.

Особенности акустических систем советского периода

Технические параметры советских Hi-Fi АС (в отличие от широкополосных громкоговорителей мощностью порядка 5 Вт, которые в то время повсеместно встраивались в корпуса радиоприемников, радиол, магнитофонов и пр.) позволяли воспроизводить практически весь спектр слышимых звуковых частот и развивали значительно большую мощность.

Несмотря на достаточно приличное даже для сегодняшнего времени качество звучания, советские акустические системы устарели. Их даже подключить к сегодняшним источникам звука далеко не так просто, как кажется. Так, стандартная звуковая карта, встроенная в современные звуковоспроизводящие устройства, не позволит вывести звук на старые советские АС. Пользователю придется купить достаточно мощную и качественную дискретную микросхему или воспользоваться такими советскими УНЧ, как «Бриг», «Амфитон» и пр.

Кроме того, чтобы в полной мере насладиться качественным звуком, старые советские колонки нужно реставрировать — ведь за прошедшие годы они порядком износились. Как правило, потенциальному пользователю придется заменить:

  • старые провода на специальные акустические кабели;
  • истлевшие звукопоглощающие материалы (вата, поролон) на более современные, например, синтепон или стекловолокно;
  • устаревшие или пришедшие в негодность комплектующие на новые и т. д.

ТОП-10 лучших советских колонок

Фото Название Рейтинг Цена
#1

Электроника 150АС-001 100 / 100

16 — голосов

Узнать цену
#2

S90 (35AC) 99 / 100

24 — голоса

Узнать цену
#3

25АС-109 (25АС-309) 98 / 100

7 — голосов

Узнать цену
#4

50АС-106 «Вега» 97 / 100

12 — голосов

Узнать цену
#5

50АС-012 «Союз» 96 / 100

3 — голоса

Узнать цену
#6

50АС-022 «Амфитон» (100АС-022) 95 / 100

17 — голосов

Узнать цену
#7

35АС-028-1 «Кливер» 94 / 100

10 — голосов

Узнать цену
#8

10МАС-1 93 / 100

5 — голосов

Узнать цену
#9

25АС-225 «Комета» (15АС-225) 92 / 100

2 — голоса

Узнать цену
#10

«Родина» АМ0302 91 / 100

7 — голосов

Узнать цену

Какие бы вы выбрали советские колонки или посоветовали?

Принять участие в опросе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: