Комментарии
Alfred Volobueff // 09.01.2012 12:30:35
Шедевр!
уж как по звучанию — только представить могу, но описание процесса и результатов предполагает.
NickUasse // 05.07.2013 10:47:23
Я бы купил вот такое. Не просто самодельное, а сделанное под себя и с душой. Делать самому угол кривизны рук не позволяет, а купить промышленный аналог дорого.
Евгений // 30.07.2013 11:29:26
Спасибо, отличная статья! Очень интересно, сам где-то в глубине души мечтаю о подобном. У вас пытливый ум и золотые руки. Скажите, если я спрошу о том, примерно в какую сумму вылилась вся эта затея-это будет очень неэтичным?
Dmitry Ivanov // 03.08.2013 12:06:51
Евгений, а чтобы самого себя не пугать я бросил в свое время затею все это считать Так что не знаю ответа на ваш вопрос, но точно в категорию «бюджетно» это все дело не попадает.
Valery // 18.11.2013 07:51:13
Респект!
А как звучит керамический твиттер?
В отличии-от шелковых
Dmitry Ivanov // 19.11.2013 11:43:10
Valery, звук по началу может показаться жестковатым, однако при этом с очень хорошей детализацией. Чтобы смягчить на свой вкус я специально слегка завалил АЧХ керамического динамика примерно после 12 кГц.
Игорь // 19.12.2014 11:07:36
Подскажите, как «завалили» АЧХ?
Dmitry Ivanov // 20.12.2014 08:44:24
Игорь, LR фильтр в параллель с резистором в цепи ВЧ динамика. Сопротивление L (индуктивности) зависит от частоты, подбираем так, чтобы оно сказывалось на подъеме АЧХ динамика, тем самым опускаем «заваливаем» АЧХ.
Владимир // 19.03.2018 04:22:44
Охотно верю автору и поздравляю с завершением проекта. Но, меня несколько удивляет, что лучшие в мире советские инженеры, обладая огромным багажом знаний, измерительными камерами, производственной базой, сделали третьесортные колонки типа «Электроника 25АС-126» первого класса, судя по маркировке. А простой дилетант, который никогда не занимался звукотехникой, не обладает производственной и измерительной базой, легко может их улучшить и даже сделать лучше. Интересно было бы посмотреть АЧХ оригинальных и доработанных 25АС-126. Интересно было бы узнать объем новых акустических систем, увидеть схему кроссовера. Я тоже планировал собрать на этих динамиках акустику. Только в качестве вч динамика думаю поставить Visaton MHT 12/8 …
Dmitry Ivanov // 20.04.2018 07:08:29
Владимир, несколько спорное мнение у вас получилось. Во-первых, для своего времени 25АС-126 были очень даже приличными АС, но в то же время советские инженеры были во многом ограничены, в том числе и в элементной базе. Во-вторых, как я отметил в статье: особо улучшить у меня их так и не получилось. Более того, могу смело сказать, что и новый проект, в которое переросла модернизация, тоже очень далек от совершенства. С высоты сегодняшнего дня для себя уже вижу массу тенических просчетов. Обычно конструктор АС, если он этим занимается систематически, прокладывает свой путь через серию продуктов, которые со временем начинают казаться избыточно ошибочными. Так и я, простой любитель, сегодня бы новые АС строил бы уже несколько иначе, благо человечеством накоплен большой багаж знаний по конструкциям АС, и эти знания в принципе доступны. Чего кстати все-таки не было у советских инженеров тогда. В принципе неплохое описание 25АС-126 можно глянуть тут: http://ldsound.ru/25-as-126-elektronika/ Там в том числе приведена и АЧХ. Мои измерения принципиально ее воспроизводили, и никакими методами побороть те два провала и горб у меня не получилось. Провалы, например, обусловлены банально спорной конструкцией лицевой панели.
Юрий Ко // 24.08.2018 02:18:52
Да, Дмитрий. Здесь затронута основная тема — уверенность в промышленном (фирменном) изделии и, в лучшем случае, снисходжение к трудам самоделкина. Понимаю о каких недочетах промизделий идет речь. Сегодня все производство — чистый маркетинг. Устройств доведенных до лучших показателей мало. Их можно улучшать. Мне нравится ваша работа и серьезное отношение к результату (фраза про взять топор). И внешний вид построенной акустики. Нравится в том плане, что являюсь любителем звука и самоделкиным. Если заинтересует — добро пожаловать: https://vk.com/id459193228
Причины, по которым начинается доработка акустики.
Живешь себе спокойно, слушаешь музыку на своих колоночках, купленных в музыкальном отделе супермаркета (в этом нет ни чего особенного). И особо не тревожишься – “Как же хорошо играют твои колонки!” Но однажды, случайно, в гостях, послушав акустику товарища, понимаешь, что твои колонки – как-то не так играют, можно сказать, что “не фонтан!”. Но в действительности, это ощущение может быть ошибочным. О том, что влияет на качество звука акустики поговорим в другой раз.
Начинаешь искать, что бы такого купить получше, вместо своих “стареньких”? Изучаешь по немного тему. Появляется некое понятие – что нужно искать и по чему. И вот оно – объявление мечты! Купив, по очень хорошей цене (а иногда и очень даже дорого), понравившиеся внешне колонки, спустя некоторое время начинаешь думать и понимать – “А ведь они могли бы звучать и лучше!” Что же делать в этом случае?
Есть несколько вариантов:
- забыть про “хорошую акустику” товарища и довольствоваться тем, что имеешь;
- купить новые, подороже и надеяться, что это именно “та акустика”, которая удовлетворяет;
- дорабатывать уже имеющиеся.
Какой вариант именно твой? А какой вариант лучше предпочесть?
Какую акустику лучше дорабатывать?
Дорабатывать лучше ту акустику, в которую производителем был заложен некий скрытый потенциал. Самый большой потенциал для доработки имеет акустика “средней ценовой категории”. Качество звука такой акустики можно назвать вполне пристойным.
Другое дело, дорабатывать дорогие, качественные акустические системы – практически не имеет смысла. Это связано с тем, что замена какого-то компонента, или изменение его некоторых свойств, потребует замены и внесение изменений в другие компоненты. Иначе сказать, что с таким же успехом лучше начать собирать акустическую систему такого уровня с нуля.
Без сомнения, можно что-то доработать и в дорогой акустике. Но заметного улучшения на слух не будет. Хотя заметного для осциллографа прироста качественных характеристик всё же можно добиться.
На данный момент, самым лучшим и распространенным вариантом остаётся доработка Советской акустики. Примеров по доработке акустики тех времен очень много, и самые “любимые” дорабатываемые колонки – S-90 и S-30. В такой ценовой категории, акустика этого класса, представляет наибольший интерес для доработок.
В этой категории, подобных систем огромное количество. По этому уже много сделано работ. Были множество раз доработаны колонки акустики “Орбита 35 ас”, как и “Вега 50ас”. Достаточно бюджетная акустика японского бренда “Technics” (Техникс) выпуска 90х годов, так же поддаётся доработке и звучать они начинают по другому, вот забавный случай с подобной акустикой.
Но технологии не стоят на месте. Нынче легко поддаются доработкам и современные акустические системы, которые так же можно отнести к “середнячкам”. К примеру, мы уже рассматривали доработку акустики Polk audio и Eltax Hollywood.
Повтор выше сказанного – подитог.
Если имеются небольшие пластиковые колонки от музыкального центра, то заниматься их доработкой не имеет ни какого смысла, от слова – “совсем ни какого!” Для начала, что бы начать изучение и получить практические навыки стоит подумать об акустической системе долларов за 60-100, чтобы можно было попробовать получить из них максимум, ну или хотя бы какие-то значимые улучшения.
Доработка акустики своими руками.
Доработка акустики своими руками – это вполне реальный вариант! Некоторыми, достаточно простыми приемами доработки колонок, можно добиться значительного прироста качества звука. Улучшения параметров можно добиться с достаточно небольшим бюджетом. Но для этого нужно понимать, что ожидает в процессе доработок.
Есть вариант, что купив акустику “не той модели”, можно потратить время, силы и финансы – напрасно. Иногда, в таких моделях, производитель выжал весь максимум. Но как то так случилось, что некоторые АС изначально оказались обделёнными хорошими характеристиками и после переделки могут так и остаться обыденными “середнячками” или откровенными “неудачниками”.
Не каждый любитель “послушать качественно музыку”, на своих колонках за 300 вечнозелёных, захочет влезать в свою акустику для доработок. Другие же, имея акустику за 10-100 единиц, вообще не помышляют о каком то вмешательстве. Это и понятно, каждый может и хочет распоряжаться своим добром по своему разумению. Это тоже можно понять.
Но стоит учесть тот момент, что корректная доработка акустики оправдывается с лихвой! И многие простые, не дорогие колонки, начинают звучать в 2-3 раза дороже! При том, что вложения могут быть очень не большими, особенно если весь процесс производился своими руками.
25АС-326, по старому ГОСТу – 25АС-126
Производил их Казанский завод “Элекон”. Серийный выпуск модели был начат с 1979 года. В СССР весьма популярная была АС. Цена была 135р.
Электроника Д1-01 Рекомендуемая мощность 35 Вт акустики. Предпочтительный вариант установки полочный. Хотя при желании можно поставить ее не только на полку, но и на шкаф.
Тех. характеристики:
Диапазон частот, Гц: в условиях свободного полупространства 40-18 000
Неравномерность АЧХ звукового давления, относительно уровня среднего звукового давления –8дБ
Неравномерность AЧХ, в диапазоне частот 100… 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления ±4дБ
Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт) 84 (0,32)
Гармонические искажения, %, при 90 дБ на частотах, Гц, не более: 250… 1000 2 % 1000 …2000 1.5 % 2000 … 6300 1 %
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
Предельная шумовая (паспортная) мощность: 35 Вт
Оформление: Закрытый ящик
Масса: 14 кг. Габариты: 480х285х275мм.
Диапазон звуковых частот разделен на 3 полосы 40…500, 500…5000, 5000…20000 Гц с помощью пассивных фильтров.
Динамики:
НЧ – 25 ГД-26, СЧ – З ГД-31.
В качестве ВЧ головки изначально – 6 ГД-6, позже их модернизированным вариантом – 15ГД-11А.
Корпус АС выполнен в виде ящика со съемной задней стенкой, изготовленного из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, которая является одновременно обрамлением для головок громкоговорителей.
Все головки спереди защищены металлическими сетками. На лицевой панели расположен шильдик с АЧХ. Головка СЧ с внутренней стороны отделена от общего объема корпуса герметичным пластмассовым кожухом, устраняющим влияние НЧ головки на работу СЧ. Внутри корпуса на задней его стороне смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение НЧ, СЧ и ВЧ полос. Внутренний объем корпуса заполнен звукопоглощающим материалом.
Схема
Фильтр L1, C1, С2, R1 служит для выделения НЧ части сигнала и подачи ее на НЧ головку ВA1 (25ГДЗ-26-30). Резистор R1 служит для выравнивания частотной характеристики по звуковому давлению в области низких частот. Спад фильтра около 12 дБ/октаву. Фильтр С4, С5, L2 служит для выделения ВЧ составляющих сигнала и их подачи на ВЧ головку ВАЗ (ЗГД-31-1300). Последовательно с фильтром включен резистор R3, с помощью которого выравнивается частотная характеристика акустической системы в области ВЧ. Спад фильтра около 1 дБ/октаву. Через конденсатор СЗ подаются средние частоты на СЧ головку ВА2 (6ГД-6-80 или 15ГД-11А). Резистором R2 выравнивается частотная характеристика в области средних частот.
Разыскивается бас в 25АС-326
Огромная просьба аудио знатоков высказать свои предположения по поводу такой ситуации:
Недавно будучи в гостях у знакомых, был приятно потрясен НЧ звучанием 25АС-326 подключенных в качестве фронтов к мегабюджетному ДК «Свен». Может и не хватает в этом басе мясца, но ОН..»благородный» (трудно подобрать более подходящий эпитет), не «звучит» и именно «играет». После этого моя неприязнь к сабвуферам умножилась вдвое.
Вопрос:
Куда делся этот басс в точно таких же моих, простоявших лет 18 без дела с редкими перерывами на «хоум-пати», подключенных к рессиверу Kenwood KRF-V4550D? Вернее он есть, но он % на 30 — 40 слабее и если Тина Тёрнер или Анастейша не менее убедительны, то У Ван Хален или Бон Джови теряешь то Бочку то бас гитару.
Более внимательное изучение потрохов колонок показало что одна из них не соответствует схеме данных АС. По схеме, НЧ подключены в противофазе со СЧ Д.Г. В моем же случае в противофазе работают еще и НЧ динамики между собой. Правильно ли это? Могли ли на заводе начудить при монтаже?
В мой дом, колонки попали не новыми и чесгря не помню откуда. Это была эпоха бумбокса да и зеленый я еще был чтоб что-то с ними чудить. Судя по качеству пайки, если и не заводская то сделано «со знанием дела». Еслиб не это, то не сомневаясь перепаял бы согласно схеме и не советовался бы.
Да, еще — использовал я их в тинейджерстве вместо гитарного комбика с каким-то ужасным усилком(царство ему небесное) несколько месяцев. Могло ли это повредить характеристики 25ГД-26?
P.S.: Для наглядности ситуации по «несимметричности» кросоверов прилагаю их фото. На твитера не обращайте внимания, старые были ушатаны ребенком изучающим реальность вооружившись чем-то острым. Эти купольные ВЧ были вытащены из старых американских колонок середины 80х и еще предстоит увязать их с системой… в которой СЧ динамик теперь скорей всего тоже придется менять. Кстати, я еще никогда не слышал ВЧ динамиков с таким разрешением(!!). Но это уже отдельная история и судя по всему затратная. Я переделаю их пластиковое лицо, заменю шпон ужасного красняка на шпон палиссандра, поменяю проводку хоть на золото, найму специалиста по отстройке кроссовера если не потяну сам, НО только после того как получу ТЕ самые «низы» которые можно сравнить с монохромной фотографией — главное содержание, пусть даже где-то в ущерб форме. Кстати те колонки с которых все началось, по заверениям хозяина вообще не вскрывались никогда. Заранее всем Большое Спасибо!
Дальнейший тюнинг
Как и любой тюнинг, процесс доработки колонок имеет тенденцию затягиваться и со временем превращаться в любимое увлечение. Возможно, проведенной доработки тебе покажется мало, и ты захочешь большего. А через какое-то время тебе станет интересно, что в принципе возможно выжать из твоей системы.
Более глубокая и тщательная доработка для каждой системы индивидуальна и требует не только большего количества времени и денег, но и наличия определенных знаний. Кроме того, тебе потребуются некоторый опыт в оценке качества звучания на слух, умение выбирать тестовый материал, работать с готовыми тестами (например, FSQ). Если захочешь копнуть глубже, ищи информацию в интернете. Найди единомышленников в сети, напряги поисковые машины раздобыть отсканированные книги и статьи по соответствующей тематике.
Если у тебя установлены небольшие пластиковые колонки, заниматься их доработкой бессмысленно. Даже если твои карманы не набиты деньгами, постарайся для начала разжиться системой долларов за 60-100, чтобы потом выжать из нее максимум. От дешевых пластиковых колонок невозможно добиться чего-то хорошего в принципе.
По законам ценообразования, то, что доходит до розничной продажи, вырастает в цене, как минимум, в три раза. Соответственно, получается, что разработчики акустики за десять долларов тратят на все про все не более трех с половиной долларов.
А все — это усилитель, динамики, корпус, фильтры, блок питания (между прочим, даже маломощный, но качественный БП стоит 5–10 долларов), мелкая ерунда вроде проводов и упаковочных материалов (которые тоже стоят денег).
Инженерам-разработчикам тоже должны были что-то заплатить, из тех же десяти долларов.
Доработка колонок Radiotehnika S-30b или бюджетный Hi-Fi за смешные деньги →
← Доработка колонок S-90
Смета
Окна и двери
Французское окна в пол с профилем Rehau Delight, ламинация под дерево
«Артокно»
количество | стоимость | монтаж |
— | 86000 руб. | — |
Деревянные жалюзи
Uclad
количество | стоимость | монтаж |
— | 50000 руб. | — |
Оформление оконных откосов
«Мастерская Ярослава»
количество | стоимость | монтаж |
— | 28000 руб. | — |
Ручки Champs-Elisees Y OTL
Morelli
количество | стоимость | монтаж |
2 шт. | 20790 руб. | — |
Зеркальная межкомнатная дверь в коробе Invisible
Union
количество | стоимость | монтаж |
1 шт. | 65000 руб. | — |
Оформление балкона
количество | стоимость | монтаж |
— | 18134 руб. | — |
Стены и пол
Декоративная штукатурка Dali-Decor «Замша»
«Рогнеда»
количество | стоимость | монтаж |
53 кв.м | 25490 руб. | включая грунтовку и базовую краску |
Ламинат CASTLE «Дуб пепельный»
Quick Step
количество | стоимость | монтаж |
25 кв.м | 44500 руб. | — |
Потолок и свет
Оформление потолка поталью и художественная роспись
Вобликова Наталья
количество | стоимость | монтаж |
— | 80000 руб. | — |
Встраиваемые светильники
Elektrostandard
количество | стоимость | монтаж |
10 шт. | 9440 руб. | — |
Светодиодная лампа JCDR 7W 3300K GU10
Elektrostandard
количество | стоимость | монтаж |
10 шт. | 1860 руб. | — |
Торшер
количество | стоимость | монтаж |
1 шт. | 21279 руб. | — |
Подвесной светильник
количество | стоимость | монтаж |
2 шт. | 13500 руб. | — |
Мебель
Кровать Arhus (200х160 см)
фабрика Nordmann
количество | стоимость | монтаж |
1 шт. | 54700 руб. | — |
Ткань Cape Town для изголовья
Espocada
количество | стоимость | монтаж |
4 пог.м | 25748 руб. | — |
Сатин Felice для оформления царги
Espocada
количество | стоимость | монтаж |
5 пог.м | 16805 руб. | — |
Ортопедический матрас Star 200х160 см
«Сонум»
количество | стоимость | монтаж |
— | 33990 руб. | — |
Письменный стол из массива дуба
Uclad
количество | стоимость | монтаж |
— | 60000 руб. | — |
Мебельная рогожка Festa
«Аметист»
количество | стоимость | монтаж |
4 пог.м | 8716 руб. | — |
Изготовление пуфа
количество | стоимость | монтаж |
— | 8500 руб. | — |
Системы хранения по авторским эскизам
Mario
количество | стоимость | монтаж |
2 шт. | 600000 руб. | — |
Роспись фасадов
Наталья Вобликова
количество | стоимость | монтаж |
8 шт. | 200000 руб. | — |
Кресло
количество | стоимость | монтаж |
— | 21500 руб. | — |
Прикроватные керамические столики
Мария Удальёва
количество | стоимость | монтаж |
2 шт. | 84000 руб. | — |
Книжный шкаф-стеллаж
количество | стоимость | монтаж |
— | 40000 руб. | — |
Столик и стулья для балкона
количество | стоимость | монтаж |
1+2 шт. | 21450 руб. | — |
Техника и оборудование
Акустическая система OSD BLACK R62SS
Галерея «Назаров»
количество | стоимость | монтаж |
2 шт. | 44990 руб. | — |
Мультирум-усилитель Yamaha WXA-50
Галерея «Назаров»
количество | стоимость | монтаж |
— | 53000 руб. | — |
Акустический кабель In-Akustik Star LS cable 2×1.5 mm2 White
Галерея «Назаров»
количество | стоимость | монтаж |
25 пог.м | 6725 руб. | — |
Розетки и выключатели в рамках серии Favorit
Werkel
количество | стоимость | монтаж |
— | 18144 руб. | — |
Дизайн-радиатор Exemet
«МТК-Групп»
количество | стоимость | монтаж |
— | 53826 руб. | — |
Текстиль и аксессуары
Бетонные кашпо из колл.Classic, фактура Sahara
Concretika
количество | стоимость | монтаж |
2 шт. | 12980 руб. | — |
Декоративная подушка
количество | стоимость | монтаж |
— | 3700 руб. | — |
Станок для вышивания
количество | стоимость | монтаж |
1 шт. | 5048 руб. | — |
Строительные, монтажные и демонтажные работы
количество | стоимость | монтаж |
— | 142000 руб. | — |
Итого: 2019815 руб.
Все цены в смете указаны справочно. Актуальные цены уточняйте у производителей и поставщиков.
Сравнение советских и современных акустических систем
При сравнении советских и современных акустических систем часто допускают ошибку, а именно — сравнивают вещи, которые по-хорошему не стоило бы ставить в один ряд. Чтобы не ошибиться в этом плане, нужно немного разобраться в истории акустики. Чаще всего сравнивают массовую советскую акустику S-90 и современные недорогие АС, и всегда получают один и тот же результат — даже по техническим показателям советская акустика лучше. Но можно ли делать такие сравнения? Не совсем, потому что советская акустика для своего времени стоила очень дорого, и в пересчете на современные деньги оказывается, что сравнивать ее нужно с современными стереопарами из средне-высокой ценовой категории. Естественно, по большинству показателей советская акустика проиграет дорогой современной, но ведь и создавалась она по стандартам Hi-Fi 50-летней давности.
Лучшие советские колонки
При покупке акустики выбор нужно делать исходя из своих задач. Некоторые люди считают, что лучше за небольшие деньги купить советскую стереопару, а не современную дешевую. В чём-то такие люди вполне правы, особенно если учесть качество исполнения советской аудиотехники. Всех прелестей современного Hi-Fi такие колонки не раскроют, но за то они будут надёжно выполнять свою функцию и будут более качественными современных дешевых
То есть, если для человека важно качество звучания и у него ограничен бюджет — советские колонки — выбор лучше дешевых современных. Так же советскую акустику выбрать стоит тем, кто любит старую технику и у кого она вызывает чувство ностальгии
Если деньги есть, и качество звука — на первом месте, то стоит присмотреться к современной дорогой акустике (500+ долларов). В таком случае можно наслаждаться Hi-Fi’ем современного образца, который будет лучше советского. Опять же стоит понимать, что это — заслуга развития технологий, и современная дорогая акустика лучше советской не из-за того, что в СССР делали плохие стереопары.
Ну и последний, но не по важности факт. При покупке АС нужно помнить о том, что это лишь часть звуковой системы и аудиотехники, соответственно к дорогим колонкам нужен дорогой усилитель и хорошие звуковые платы, что увеличит итоговую стоимость оборудования
В некоторых случаях целесообразнее приобрести советскую акустику.
Советские колонки с усилителем
Реставрация акустической системы Электроника 25АС-033
Полная реставрация и небольшая доработка акустической системы Электроника 25АС-033.
Довольно редкая акустическая система Электроника 25АС-033 попала ко мне в обычном состоянии акустики, о внешнем виде которой не заботились, но и экстремальным погодным условиям тоже не подвергали. Пришла она в полуразобранном состоянии, но полностью комплектной.
Состояние обоих приблизительно одинаковое.
Кто-то пытался выковырять решетку фазоинвертора к примеру.
Стандартный вид сверху.
И, конечно же, последствия цветочков в горшках и их полива.
Одно из условий, замена клемм на более приличные.
Процесс замены подвесов я тут описывать не буду, в соответствующей статье описано все подробно. Поэтому дальше фото корпуса в процессе замены лакокрасочного покрытия.
Работаем над снятием лака и избавляемся от глубоких царапин.
Далее следовал долгтй процесс колерования, вскрытия маслом, сушки и тд и тп. Финал:
Подбор цвета из расчета поближе к оригиналу, но не такой угрюмый, да и рисунок шпона тоже не так плох, что бы его скрывать.
Далее финальная сборка, новые клеммы, новые шурупы для крепления декораций.
Обновленная акустическая система Электроника 25АС-033.
Новые клеммы высокого качества.
Шурупчики поближе.
Выравнивание решетки фазоинвертора, покраска решеток динамиков и прочая мелочь присутствует. Теперь эта пара достойно впишется в интерьер.